23 июня студенты отделения «Живопись» побывали в столице нашей страны – в Москве. Маршрут культурно-развивающей поездки включал в себя посещение Новой Третьяковкой галереи, а именно выставку такого художника как Генриха Семирадского и Патриарший музей в храме Христа Спасителя.
Прибыв утром в Москву, вся группа отправилась в галерею. Дабы получить как можно больше приятных впечатлений, мы, как настоящие туристы, в основном передвигались по столице пешком. Выйдя на нужной станции метро, студенты во главе с педагогами направились к Третьяковке, прошлись по Московским улицам, обогнули парк Горького.
Это был мой первый визит в Новую Третьяковскую галерею. Как только мы зашли внутрь, нас встретила прохладная зала с красивейшим убранством и стильным дизайном. В силу форсированных темпов поездки каждому из студентов было предоставлено примерно 2 часа свободного времени, чтобы рассмотреть картины, представленные в экспозиции.

Конечно же, не теряя драгоценное время, все мы стали изучать работы великого художника. Меня, да и думаю, всех остальных, поразило количество работ на выставке, а именно изобилие и разнообразие. В экспозиции были предоставлены шедевры совершенно разных размеров, от крошечной картины до 5и метрового полотна, тематика и сюжеты так же были разнообразны, но больше тяготели к библейским и историческим мотивам. Неизгладимое впечатление на каждого произвела известнейшая картина Семирадского «Грешница» 1873 года, своим масштабом, величественностью, невероятным мастерством и техникой. Не смотря на внушающие цифры (250*499 см) шедевр поражает качеством прописанных деталей. Художник обладал не только неоспоримым талантом, но и техникой, отточенной до совершенства: каждая деталь, каждый нюанс доведен до Абсолюта, все элементы композиции на своих местах, удивительная игра цвета и тона, отношение масс, все продумано от начала и до конца.
Картин было невероятное множество, поэтому описать каждую – невозможно. Но уделить внимание некоторым экспонатом стоит.
В 1875 году Генрих Семирадский получил предложение принять участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве. Ему предстояло написать 4 композиции из Жития Святого Александра Невского, росписи на сюжеты «Крещение Господне» и «Въезд Христа в Иерусалим», а также монументальный запрестольный образ «Тайная Вечеря». Но как известно, к сожалению, в 1931 году храм был взорван. Произведения многих художников пострадали или же погибли. Сегодня мы можем судить о работах Семирадского и его коллег по старым фотографиям, эскизам и спискам других художников. Чудом сохранилась композиция «Святой Александр Невский принимает папских легатов». Кроме того, к превеликому счастью, уцелели фрагменты фрески Семирадского «Тайная вечеря». Все эти шедевры были представлены на выставке.
Полученные эмоции и впечатления каждый из студентов переваривал по-своему: кто-то энергично делился своими мыслями с друзьями, обсуждал увиденное, а кто-то остался наедине со своими мыслями. Но скажу одно, экспозиция оставила неизгладимое впечатление у каждого, кто ее посетил.
Дальше наша группа отправилась в Храм Христа Спасителя, о котором уже упоминалось выше. От галереи до храма мы шли пешком. Это было отличным решением. Мы прошлись по милым улицам, красивым местам. Такая небольшая разгрузка обязательно должна была быть, дабы восприятие от картин не перемешалось со следящими шедеврами.
Добравшись до Храма, мы сразу же отправились в музей. Он находится на уровне нижнего храма. И это место явно стало открытием, для меня точно. Я даже не представляла, что там внизу можно увидеть воочию столько величайших шедевров и иконописных подлинников.
Мы, как будущие иконописцы, хоть раз в своей жизни обязаны были увидеть в живую технику древних мастеров. И благодаря нашим педагогам у нас появился такой шанс. В Патриаршем музее находится колоссальное количество икон, экспонатов из разных мест и эпох. Мы увидели шедевры из Византии, Греции, Руси, отдельных ее городов. Некоторые подлинники дотировались как 14 век. А также мы увидели настоящий Фаюмский портрет! (то такие созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков). Сохранность всех этих шедевров поражает. Я еще никогда не встречала настолько древние иконы, которые так хорошо сохранились.
Отдельные слова благодарности нужно сказать нашему педагогу иконописного отделения, Клячеву Алексею Владимировичу. Он не только сводил нас в это изумительное место, но и практически про каждую икону рассказал увлекательные факты и нюансы, важные для будущих художников.
А как приятное завершение выставки – нам довелось увидеть работы Виктора Михайловича Васнецова.
Подводя итог, хочется отметить, что эта поездка каждого из нас наполнила и вдохновила на новые свершения. Все студенты получили очень важный и незаменимый опыт. Благодарим наше учебное заведение за предоставленную возможность посетить такие выставки и музеи.